- Главная
- /
- • Блог о наших...
- /
- • Отдых на таинственном...
- /
- Транссибирская железная дорога — экскурсионный...
КБЖД — это кульминационный верх инженерной мысли, к которой подходят все регалии с приставкой «самая»: самая живописная, самая сложная и дорогая в строительстве. Строительство КБЖД стало самым затратным проектом тех времен, поэтому ее еще называли «Золотая пряжка» Транссиба.
Сейчас этот превосходный комплекс инженерных сооружений восхищает туристов, а РЖД поддерживает и развивает это прибыльное направление. А несколько лет назад мы чуть не лишились этого невероятно сложного исторического объекта, его хотели разобрать. К счастью, государство вовремя спохватилось и взяло Кругобайкалку под свою охрану.
Редкая эко система Байкала уже сама по себе является чудом, которая создает ощущение попадания в другое измерение. Замысловатые арки и опорные стенки, фантастические туннели и живописные станции с деревянными постройками, только усиливают футуристическое впечатления от ландшафта Байкала.
Путешествие по КБЖД похоже на многоуровневый увлекательный квест, где создается впечатление завораживающего покорения уровня за уровнем. А летом из окна комфортабельного Кругобайкальского экспресса можно наслаждаться пышным ковром природного разноцветья и отсутствием следов цивилизации, отвлекающих от созерцания природных красот.
Кругобайкальская железная дорога.
Лучшие Российские умы инженерной и геологической науки ломали голову над строительством железнодорожной магистрали на относительно небольшом, но крайне неподходящем участке: между восточным берегом Байкала и Иркутском. Именно этот участок должен был соединить великий Сибирский железнодорожный путь, который с двух сторон от Байкала был уже проложен.
Озеро опоясывает сплошное кольцо горных хребтов, и только в одном месте эта цепь прерывается. На том участке протекает река Ангара, протискиваясь между двумя горными хребтами — только это река вытекает из озера Байкал, а впадает 336 рек.
Эти горные хребты, сложенные древними гранитными породами, ввели в заблуждение исследовательские геологические группы. Геологи сделали заключение о прочности и надежности этих пород, но в последствии оказалось, что внутри они скрывают коварные изломы и щели. Ошибочная геологическая диагностика вылилась в большое количество обвалов во время строительного и эксплуатационного периода КБЖД.
2 варианта планирования КБЖД.
При планировании будущего Транссиба в 19 веке рассматривался также и второй вариант строительства ж/д — в месте сегодняшнего прохождения БАМ, к северу от Байкала. Что бы исследовать и изучить два возможных варианта строительства магистрали, были отправлены опытные геологические группы во главе с Б. У. Савримовичем. Оба варианта требовали колоссальные объемы работ и были чрезвычайно сложны для прокладывания железной дороги.
На западном берегу отсутствовал хоть какой-то намек на уступ для площадки под строительство магистрали, участок берега состоял полностью из отвесных скал. Поэтому предпочли первый вариант — на восточном побережье Байкала. Хотя он тоже требовал огромное количество искусственных сооружения для прокладывания ж/д — арок, туннелей, подпорных стен и колон. Все это нужно было делать на отвесных скалистых склонах, в твердой гранитной породе и за 4 года. На первый взгляд — невыполнимая задача.
К инженерно-геологическим исследованиями были подключены гидрографические исследовательские группы под руководством с Ф.К. Дриженко и Ю.М. Шокальского. Они изучали уровневые колебания Байкала, который до постройки Иркутской ГЭС были очень нестабильными. Ими были разработаны материалы и карты навигации, проект трассы следования и место паромной переправы.
Из нескольких участков на которые была разбита железнодорожная магистраль, два участка сыграли ключевую роль в ее истории: Иркутск — ст. Байкал и ст. Байкал — Слюдянка. Было решено построить сначала первый отрезок и пустить паром к восточному берегу Байкала (станция Мысовая).
Путь проходил вдоль реки Ангары и предполагалось, что он более легкий. А параллельно достраивать самый сложный участок железного полотна. Ледоколы «Байкал» и «Ангара» приобрели в Великобритании, а укладка рельсов происходила прямо на лед озера. Долгожданный паром от Иркутска до станции Мысовой был запущен в 1900 г.
В 1901 г. началось грандиозное строительство Кругобайкальской железной дороги. Почти целый год ушел на строительство жилья для рабочих, освобождение территории для магистрали от леса, найм персонала. Сдача КБЖД планировалась в 1905 г. и всего лишь за 4 года нужно было проделать фантастически сложную работу.
Для строительства собрали более 15000 рабочих. Основной контингент составляли ссыльные каторжники и вольные поселенцы. Привлекались не только русские, но и турки, итальянцы, австрийцы. Работали на износ в суровых сибирских условиях по 14 часов в день с одним выходным в неделю. Трудные условия работы создавали отвесные скалистые берега и местность без каких либо признаков цивилизации.
Строили однопутную ж/д дорогу, но оставляли подготовленное место для проведения еще одного пути, в будущем. Было возведено 525 сложнейших архитектурных сооружений: мостов, туннелей, опор, арок, водопропускных систем. Но самым трудным было строительство туннелей, их насчитывается 39 по всей протяженности магистрали.
Из-за коварной породы с внутренними потайными трещинами, постоянно происходили обвалы. Зарегистрировано более 200 погибших на строительстве Кругобайкалки. Целый вагон взрывчатки уходил, что бы сделать версту железнодорожной магистрали.
Самый сложный и дорогостоящий проект века — завершен в 16 октября 1905 г.
Выдающийся проект века был завершен 16 октября 1905 г. Было сдано в эксплуатацию 11 станций и разъездов, по которым начали ходить 15 пар поездов в сутки. На станциях были построены самобытные деревянные станции. В традиционном сибирском стиле возвели вокзал Байкал, на нем находятся чудесные башенки и шатры. Но главной достопримечательностью Транссиба является вокзал Слюдянки. Его воздвигли из необработанного местного мрамора и считают исключительным украшением КБЖД.
Уже в 1910 г. начали строить второй путь КБЖД. К этому времени уже создали диковинный материал — железобетон. Второй путь проходил по самой кромки отвесной береговой линии Байкала. Железобетон очень пригодился для укрепления берегов, которые так и норовили размыть и обрушить свирепые байкальские штормы. Через 5 лет строительство второго пути было закончено и по КБЖД стало бегать 48 пар поездов.
Не долгий век Кругобайкалки.
Тогда ни кто даже не мог подумать, что столько трудов вложенных в строительство гениального инженерного сооружения пропадут всего через несколько десятков лет. Но в 1936 г. был одобрен масштабный проект по сооружению каскада ГЭС. Планировалось построить Иркутскую ГЭС и еще 5 в целях гидроэнергетического освоения могучей Ангоры. По проекту сооружения Иркутской ГЭС и прилагающегося к ней водохранилища, были затоплены некоторые деревни и часть КБЖД.
Поэтому в 1940 г. решили строить прямой участок железнодорожной магистрали через горы. Его достроили уже после войны в 1950 г., тем самым поставив крест на развитии Кругобайкалки. Печально, что в то время ни кто даже не думал об гениальной инженерии, архитектуре и исторической ценности Кругобайкальской железной дороги. Многие станции, уникальные сооружения и постройки были снесены или разрушены. Хотя 1960 г., тупиковая КБЖД являлась единственным средством транспортного сообщения для сохранившихся населенных пунктов того района.
КБЖД — самый живописный туристический аттракцион.
Кто знает, может так бы и шло разрушение и упадок легендарной Кругобайкалки, но 1970 г. краеведы забили тревогу о сохранении невероятного инженерного сооружения и архитектурного комплекса. Государство взяло под свою охрану этот грандиозный исторический памятник.
Благодаря им, сегодня мы можем наслаждаться живописными видами и умопомрачительными панорамами озера сидя в вагончике Кругобайкальского экспресса и погружаясь в историю тех времен. Это райское место кого-то вдохновило сделать надпись на скале КБЖД: «После смерти мы все попадем на Байкал». Экскурсионный тур по Транссибирской железной дороге оставит яркий след в душе.
А для тех, кто любит путешествовать самостоятельно рекомендуем самый надежный и популярный сервис Travelata